Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru
Логин
Пароль

Регистрация

Забыли пароль?

 | Палеонтология, палеонтологический портал "Аммонит.ру" |   English version of paleontological portal Ammonit.ru |  Места находок | Геохронологическая шкала | Типы окаменелостей |

 | Виртуальный палеонтологический музей | Публикации | Новости палеонтологии | Пользователи  | Палеонтологические тэги |  

Палеонтологические образцы в 3D изображениях (вторая часть)

Автор: Valerius

Рубрика: Палеонтологические публикации

В этой статье будут рассмотрены особенности создания и использования объёмных изображений по технологии АНАГЛИФСТЕРЕО и КРОССТЕРЕО.

Как уже говорилось в предыдущей части ( Палеонтологические образцы в 3D-изображениях. )эти методы используют основной способ восприятия объема объекта, посредством особенностей бинокулярного зрения человека. Тоесть, для создания эффекта трехмерности используются, два изображения одного объекта, каждое со своего ракурса. Некоторая тонкость состоит в том, что каждое из двух изображений предназначено для соответствующего глаза и изолировано доставляется к нему. Зрительный анализатор головного мозга привычным образом создает объемную картину. Реалистичность такого изображения достаточно высока, эффект присутствия вполне естественный, за исключением одного момента. Объект не удается рассмотреть со всех сторон, покрутив головой. Впрочем, это уже задачи для более сложной голографии, а нас сейчас будет интересовать доступность метода.

Технологии изготовления анаглиф- и кросстерео на этапе создания совпадают почти полностью, отличия появляются на этапе представления и восприятия.

Способы наблюдения стереограмм

Думаю логично сразу рассмотреть способы наблюдения стереограмм, чтобы пользоваться иллюстрациями по мере изложения материала. Кросстерео – наблюдение не требует приспособлений, но представляет из себя небольшую задачу на координацию движений.
Первый этап – перекрестить поля зрения, слегка сдвинув глаза к переносице.

Фото Археоцидарис, иллюстрация к тексту стать, автор Valerius


Среднее изображение – рабочее, его нужно удерживать в поле зрения. Второй этап – «сфокусировать резкость». Если объемный объект виден четко, то задача выполнена. Можно рассматривать детали строения образца.

Фото Отпечаток створки карбоновой продуктиды, автор Valerius



Первый раз не всегда удается правильно сфокусироваться, нужно попробовать ещё. Достаточно небольшого опыта в этом упражнении и фокусировка на кросстерео изображении будет занимать доли секунды. Для зрения это безопасно. В чем-то даже и полезно, как упражнение для глаз. Говорят, что не все люди способны правильно сфокусироваться, не могу точно ответить на этот вопрос. Хотя знаю, что индивидуальные особенности анатомического строения могут иметь место. Например, ямочки на щеках или способность сворачивать язык трубочкой реализуются дополнительными мышцами. Может быть это всё и так, а может быть и какие-то другие, чисто технические причины могут помешать наблюдению. Стоит учесть, что чем дальше вы находитесь от изображения, тем меньший угол перекреста полей зрения необходим, изображение должно располагаться перпендикулярно оси зрения, исключите наклон головы вправо или влево, и, главное, на экране не должно быть бликов. По собственному опыту могу сказать, что это действительно важно, поскольку сейчас многие ноутбуки имеют глянцевое покрытие экрана. Надеюсь никого не запутал длинными объяснениями простых вещей. А для «ленивых» наблюдателей существует следующий способ рассмотреть объемное изображение на плоском носителе.

Анаглифическое стереоизображение наблюдают через специальные очки со светофильтрами (слева красный, справа сине-зеленый), воспринимается без дополнительных усилий со стороны наблюдателя.

Фото Отпечатки карбоновых гастропод Goniasma fishery., автор Valerius


Стоит уточнить, что стандартов анаглифических изображений несколько, они различаются цветом и порядком расположения светофильтров, но стандарт red-cian (слева красный, справа сине-зеленый) – наиболее распространенный, представленные здесь анаглифические изображения собраны именно в этом стандарте. Анаглиф очки можно использовать поверх обычных с диоптриями.

Ещё при наблюдении стереограмм стоит обратить внимание на расстояние наблюдения, из-за особенностей их создания это расстояние может меняться примерно от 40 до 80см, если оно не указано, то наиболее выгодное подбирается самостоятельно. С увеличением дистанции наблюдения кривизна изображенных поверхностей увеличивается.

Увидеть объемные изображения палеофауны каменноугольного периода и сравнить способы отображения объёма можно в галереях здесь и здесь.

Теперь поговорим о создании объёмных изображений.

Софт: в сети не составляет труда найти подходящие программные средства как, например 3D Анамейкер http://www.stereoeye.jp/software/index_e.html. Это бесплатный простой софт с примерами работ и описанием условий съемки. Он не русифицирован, но управляется 5-6 кнопками и будет понятен с первого взгляда. Мои изображения собраны в этой программе.

Камера: любая камера с режимом макро, приспособление для стереосъемки врядли у кого есть в запасе, по-этому рассмотрим самый простой способ съемки с использованием подручных материалов.

Условия съемки: потребуют уточнений. Дело в том что, палеонтологические образцы чаще всего снимаются в режиме макро на небольшой дистанции, иногда применяется зум, и расчеты по приведенной в ссылке формуле могут не соответствовать реальным. Проще делать серию снимков из 4-6 кадров и выбирать из них подходящую пару уже при сборке в 3д Анамейкере.

Фото Простой метод съемки стереограмм.Иллюстрация к тексту статьи., автор Valerius

На приведенной выше схеме видно, что серия состоит ориентировочно из 6 кадров. Сдвигая объект влево от центра по 0,5-1см получим три варианта «левых» снимков, сдвигая от центра вправо – три варианта «правых» снимков. Камера должна остаться неподвижной, линейку можно прикрепить скотчем. Несколько лучшие результаты получаются при передвижении камеры на приспособлении для стереосъемки, т.к. не изменяется угол освещения объекта.

Сборка стерео: загружаем в анамейкер первую пару (левый, правый снимки) из серии, в анаглифических очках совмещаем изображения по горизонтали и вертикали до появления эффекта объема. Как правило, в той точке, где фокусировалась камера, оба изображения совпадают в деталях, дальше к периферии кадра изображение остается раздвоенным. Если объем изображения не соответствует действительности, можно выбрать другую пару. Готовое изображение можно сохранить как анаглифическое или сохранить по-отдельности кадры для монтажа кросс-стереопары в фотошопе или другом графическом редакторе. Снимок, предназначенный для правого глаза располагается слева, а для левого – справа.

Дополнения: у стереограмм есть ещё одна интересная особенность. Если поменять местами левое и правое изображения, то отображение объема становится обратным – вогнутые поверхности выглядят как выпуклые, с некоторыми снимками такой «фокус» оч хорошо сочетается – отпечаток в этом случае можно рассмотреть как слепок. Это справедливо и для анаглиф- и кросстереограмм.

Фото Иллюстрация 1 к статье., автор Valerius

Фото Admoskovia прямое изображение., автор Valerius

Фото Admoskovia, обратное изображение., автор Valerius



И в заключение о том, что стоит попробовать пользоваться обоими методами т.к. , в разных условиях они проявляют те или иные свои недостатки или преимущества.
Например анаглиф утомляет зрение, долго смотреть сквозь очки нестоит, однако он несколько проще воспринимается неподготовленным налюдателем, меньше весит, изображение крупнее, во вьювере зуммированием можно свободно рассмотреть часть изображения в деталях.
Кросс-пары менее требовательны к параметрам съемки, правильно отображают цвета объекта, но сложнее при восприятии, хотя и не требуют никаких приспособлений, а при необходимости его можно рассматривать как два обычных фото. Кросстерео занимает в два раза большую площадь, а воспринимать его можно только целиком, фрагменты рассмотреть не удастся.
Впрочем при печати на принтере с правильной цветопередачей свойства и анаглиф и кросстерео полностью сохраняются.



Классификаторы: не выбраны

Ключевые слова (тэги): 3D-изображения, техника фотосъемки

Добавить в избранное

Постоянный адрес публикации:
Permanent link:

HTML-ссылка на публикацию:
HTML-link to this page:


Публикация создана 29 декабря 2010 года

Если вы хотите оставить комментарий,
вам нужно зарегистрироваться (или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы)

Комментарии:

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#17962">http://ammonit.ru./text/71.htm#17962</a>

Добавить в избранное

0

Красиво! Особенно понравились карбоновые гастроподы и морской ежик.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 11 января 2011 года в 19:40:44

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#18044">http://ammonit.ru./text/71.htm#18044</a>

Добавить в избранное

0.5

буду неспеша добавлять другие фото.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 12 января 2011 года в 00:11:01

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#17970">http://ammonit.ru./text/71.htm#17970</a>

Добавить в избранное

0

Интересная статья, спасибо! Но мне сфокусироваться пока так и не удалось :))

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 11 января 2011 года в 20:17:08

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#18043">http://ammonit.ru./text/71.htm#18043</a>

Добавить в избранное

0

Надо несколько раз попробовать на фото разных форматов,главное,чтобы экран не бликовал, кроме того могу поделиться анаглиф-очками.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 12 января 2011 года в 00:10:12

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#18047">http://ammonit.ru./text/71.htm#18047</a>

Добавить в избранное

0

Спасибо Valerius!
У меня сразу получилось увидеть 3D изображение. Очень эффектно!

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 12 января 2011 года в 00:48:22

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#18048">http://ammonit.ru./text/71.htm#18048</a>

Добавить в избранное

0

Очень рад, что вам понравилось, может быть даже вы сами попытаесь снять свои образцы, часто это самый быстрый или единственный способ увидеть находки рактически в реальном изображении.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 12 января 2011 года в 01:04:03

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#49049">http://ammonit.ru./text/71.htm#49049</a>

Добавить в избранное

0

Прочел сначала со скепсисом.. Потом решил-таки посмотреть в очках (оказалось есть такие на полке)..- Слов нет! Спасибо за такое "расширение сознания"!. Просто не сайт, а Поле Чудес! ))

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 7 декабря 2011 года в 15:43:38

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#49055">http://ammonit.ru./text/71.htm#49055</a>

Добавить в избранное

0

Перенесу сюда свой комментарий, данный к "технической" фотографии. Полагаю, он тут к месту :-)
Два-три месяца назад я собирался сделать публикацию про такой способ подачи материала, но притормозил это.
Сначала пару слов предыстории. Видимо из-за каких-то особенностей зрения я обнаружил в себе способности видеть такие стереопары ещё с детства. Очень уж легко у меня всё съезжалось-разъезжалось-фокусировалось. Искренне удивлялся, когда другим людям приходилось долго объяснять, как увидеть картинку в объёме. И не каждому удавалось объяснить. В далёкие 70-е прошлого века у моего папы уже был плёночный стерефотоаппарат из 2-х «Смен», и мы с увлечением снимали стереослайды. Тренировка помогла потом без стереоскопа рассматривать стереопары аэрофотоснимков. Т.е. что это и зачем, знаю хорошо.
Замечу попутно что уже вскоре после своего возникновения в первой трети 19 века как способ получения плоского монохромного изображения фотография приобрела цвет и объём. По разным причинам цвет и объём в фотографии оставались долгое время скорее игрушкой, способом удивить обывателя, чем атрибутами массовой фотографии, предназначенной для доставки максимального количества информации получателю. Подавляющее большинство литературы, в том числе и по палеонтологии, до сих пор иллюстрируется именно чёрно-белыми плоскими фотографиями. При нынешнем же уровни развития фототехники вполне логично попробовать сделать стереофотографию массовой. Казалось бы, сайт в интернете – прекрасная возможность! Но... Не всё оказалось так просто.
Проблема кроется в том, что хороший стереоэффект, который реально поможет увидеть нюансы строения объекта, плохо передаваемые плоской картинкой, возникает при достаточной стереобазе, т.е. при правильном расстоянии между двумя положениями фотоаппарата при получении снимков стереопары. Когда мы фотографируем объекты, расположенные от нас на расстоянии от 2-3 до 10-15 метров, всё получается очень просто. Если нет собственно стерефотоаппарата, можно просто снять 2 кадра, опираясь сначала на одну ногу, а потом второй – перенеся тяжесть тела на другую ногу, а сам фотоаппарат не двигать относительно собственного тела. Когда мы снимаем объекты, расположенные ближе 1 метра, всё усложняется. Если мы будем просто двигать фотоаппарат, то объект грозит просто уйти из поля зрения, если он из поля зрения не уйдёт, то стереобаза может оказаться слишком мала, чтобы получить такое стереоизображение, ради которого всё это стоило затевать.
И наконец, самое главное. Даже научившись делать снимки с подходящей стереобазой, мы рискуем не донести информацию до получателя. Ведь ему нужно не просто стереоэффект ради стереоэффекта, а информация об объекте! Т.е. фотография должна быть достаточно крупной. НО! Далеко не у каждого получается увидеть стереоэффект на маленьких картинках, а уж на больших... Способность к стереовидению может немного варьировать по времени. Сейчас получается хорошо, а через пару часов (особенно если глаза в это время напрягались) стереокартинку увидеть не удастся. Вот у меня, к приемру, не получилось сейчас увидеть «в стерео» ни одной из пар, приведённых в этой галерее. Если их уменьшить, да, получится. Но пропадут детали. Так что очень надеюсь, что Валерий придумает некий компромисс, делающий стереосъёмку действительно мощным и информативным средством в арсенале палеонтолога. У меня на это не хватило времени и сил...

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 7 декабря 2011 года в 17:19:08
отредактирован 7 декабря 2011 года в 17:19:53

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#49056">http://ammonit.ru./text/71.htm#49056</a>

Добавить в избранное

0

А у меня ни разу не получилось увидеть стереоизображение. Грешу на рамку.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 7 декабря 2011 года в 17:44:00

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#49065">http://ammonit.ru./text/71.htm#49065</a>

Добавить в избранное

0

Попробуйте расположиться примерно в 60 см. от экрана, поставить между глазами и экраном палец на расстоянии примерно 25 см. от глаз так, чтобы стереопара на экране была бы сразу над пальцем. Фокусируете зрение на пальце, в это время два кадра на заднем плане съезжаются в один. Осторожно фокусируетесь на среднем кадре, который и есть стереопара.
А вообще это и есть, пожалуй, самый большой минус такого представления материала - не все могут увидеть стерео! А раз так, то...

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 7 декабря 2011 года в 20:47:36

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#49066">http://ammonit.ru./text/71.htm#49066</a>

Добавить в избранное

0

Если без очков смотреть.. то.. лучше, чтоб никого рядом не было.. А то еще подумают, что палеонтология сводит сума! :))

ничего у меня без очков не выходит.. ни с пальцем ни без пальца..

комментарий 4 уровня

Комментарий создан 7 декабря 2011 года в 20:52:22

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#49067">http://ammonit.ru./text/71.htm#49067</a>

Добавить в избранное

0

У меня тоже с такими фото не получается. Вот на дешифровании аэрофотоснимков с использование стереоскопа ощущения проявления рельефа были запоминающимися.
А просто так 2 фото видать слабо и мне, нужен стереоскоп...

комментарий 4 уровня

Комментарий создан 7 декабря 2011 года в 20:58:42

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#49078">http://ammonit.ru./text/71.htm#49078</a>

Добавить в избранное

0

Наконец-то получилось. Правда, обошелся без пальца.

комментарий 4 уровня

Комментарий создан 7 декабря 2011 года в 23:34:23

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#49088">http://ammonit.ru./text/71.htm#49088</a>

Добавить в избранное

0

Все дружно вспоминаем про непальцев! :-))

комментарий 5 уровня

Комментарий создан 8 декабря 2011 года в 07:49:14

<a href="http://ammonit.ru./text/71.htm#49071">http://ammonit.ru./text/71.htm#49071</a>

Добавить в избранное

0

Все-таки при небольшой тренировке кросс пары смотреть становится гораздо проще, важно чтобы экран монитора не имел бликов. если экран большой, лучше смотреть не ближе 50 см. Так же важно вначале не пытаться увидеть сразу объем, а действовать по-этапно, надежно удержать перекрещенное центральное изображение в поле зрения, потом неспеша "наводить резкость". Попробую разместить пару фото без рамок, кроме того есть несколько пар анаглиф очков, могу выслать, туда-сюда какраз к новому году получится))) Адрес можно оставить в личном сообщени.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 7 декабря 2011 года в 22:11:32



Страница сгенерировалась за 0.106954097748 секунд