Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru
Логин
Пароль

Регистрация

Забыли пароль?

 | Палеонтология, палеонтологический портал "Аммонит.ру" |   English version of paleontological portal Ammonit.ru |  Места находок | Геохронологическая шкала | Типы окаменелостей |

 | Виртуальный палеонтологический музей | Публикации | Новости палеонтологии | Пользователи  | Палеонтологические тэги |  

Посещение Хомяковского карьера

Автор: Kach

Рубрика: Отчеты о поездках и экспедициях

Посетить это карьер было в планах последние 2 года, но, к сожалению, по разным причинам поездка переносилась. Вся информация, которая по нему имелась заключалась в сведениях, что там разрабатываются нижнекарбоновые известняки, что когда-то там видели окаменелых улиток, и был такой отчет в сети о походе выходного дня.

Итак, в воскресенье 22 июля состоялась поездка на этот карьер. Желающих и имеющих возможность поехать туда оказалось не очень много, в поездке приняли участие трое людей: Я (Kach), Ярослав (Cenobit) и Сергей (Smesh). Дорога из Москвы до станции Хомяково, находящейся всего в 7-ми км от г. Тула, заняла чуть более 3-х часов. Проезжая по этой железной дороге такие известные многим любителям палеонтологии станции как Подольск, Серпухов, Ока, вспоминались состоявшиеся туда поездки и интересные находки из этих мест. С большой печалью обсудили последние новости о Калинских Выселках .
Стартовав из Москвы в 6.57, в 10.09 мы были уже на платформе.

ст. Хомяково


Дальше нас ждала дорога в 2.5 км до начала карьера…


Вооружившись GPS и распечаткой карты, мы начали продвигаться к цели мимо деревенских и дачных домиков. Дорога с асфальтовым покрытием сменилась на посыпанную щебнем, а потом и на простую грунтовую, переходящую в обычную тропинку. Примерно через половину пути, карты показали нам необходимость перестроения на соседнюю более короткую «дорогу», идущую к карьеру от железной дороги, что мы и сделали. Но оказалось, что это не дорога, а рельсы, проложенные к карьеру. При этом железнодорожный путь был совершенно ржавым, местами полностью заросшим двухметровым борщевиком, в общем, оказался, неиспользуемым уже несколько лет. Кое-как, переходя то на пути, то на соседнюю тропинку, идущую мимо дач, мы добрались до КПП карьера.

КПП, вид со стороны дороги


После некоторой заминки у КПП было решено обойти будку охраны по тем же рельсам, что мы быстро и совершили. После этого мы оказались около склада готовой продукции карьера рядом с камнедробилкой. После небольшого привала и осмотра этой продукции на предмет окаменелостей, разочарованные их отсутствием мы двинулись дальше. Было решено обойти эту производственно-складскую часть через дачный поселок, расположенный по соседству. К слову, машины жильцов этих дач спокойно проезжают к своим владениям прямо через КПП карьера, т.ч. в будущем всегда можно представиться дачниками и спокойно попасть за шлагбаум. Через какое-то расстояние дачная дорога свернула на карьерную, но, к сожалению, проезд на машине там невозможен, будучи предусмотрительно засыпанным.
Через полкилометра дороги, по которой изредка проезжали служебные машины без какого-либо интереса к нам, мы были у следующей части карьера. Однако перед нами предстали только огромные кучи отвалов, состоящие из четвертички и «отходов» производства. Стоит отметить, что производство щебня на этом карьере организовано очень странно, т.к. все отвалы на 30-40% сами состоят из щебня, который почему-то обычным просеиванием не извлекается, а идет на засыпку разработанных частей. Разведка отвалов этой части карьера наконец принесла первые находки в виде кусков ядер гастропод и нескольких брахиопод рода Gigantoproductus. За самими отвалами виднелась старая часть карьера, которая была очень сильно заросшей.

Старая часть карьера


После некоторого раздумья было принято решение пойти дальше, а сюда вернуться потом…

При подходе к действующей части карьера стояла табличка с информацией о звуковых сигналах при взрывных работах. Дальше дорога в карьер шла мимо ещё одной будки охраны, рядом с которой была стоянка многочисленной техники. Чтобы не быть сразу выгнанными, мы решили обойти главный въезд в разрабатываемую часть карьера сбоку.
Через какое-то время перед нами открылась практически вся панорама карьера.

Панорама карьера


Спустившись вниз по отвалам, мы были в действующей части.


Таким образом, вся дорога от ст. Хомяково до действующей части карьера заняла у нас примерно 1.5 часа.

С первых же секунд нахождения в карьере начали попадаться многочисленные раковины Gigantoproductus-ов и разнообразные остатки каменноугольной флоры, которых в таком массовом количестве я никогда раньше не встречал. Из флоры доминировали разнообразные стигмарии с хорошо сохранившимися боковыми корнями. Некоторые образцы достигали более метра длиной, однако в подавляющем большинстве это всё были отпечатки, и только очень редко они были заполнены более рыхлой породой.

Stigmaria


Помимо образцов стигмарий попадалась и другая растительность: кордаиты, лепидодендроны.

Lepidodendron


Из морской фауны, помимо Gigantoproductus-ов, встречались редкие ядра гастропод, губки, единичные двустворки, также Ярославом был найден зуб рыбы, предположительно принадлежащей роду Psephodus.

Нижнекарбоновая губка


Наши надежды на нижнекарбоновых головоногих оправдал только этот образец, состоящий из двух отпечатков гигантских прямораковинных, у которых частично сохранились фрагмоконы и небольшие фрагменты жилых камер. К сожалению, из-за большого веса образец пришлось оставить.


Породы для осмотра и поиска окаменелостей в действующей части карьера не так много, т.к. большая её часть сразу же вывозится. Кроме того, в карьере очень много техники и рабочих, постоянно ездят белазы, отвозящие породу на камнедробилку, и курсирует поливальная машина.
Перекусив и затем ещё раз обойдя исследованные ранее участки, мы двинулись обратно в старую часть, где виднелись многочисленные обвалы стен, доступные для спокойного осмотра.
К сожалению, старая часть карьера оказалась очень сильно заросшей и местами заболоченной. Нормальное передвижение там практически невозможно. Сами обвалы породы около стенок настолько старые, что светлые известняки превратились в грязно-серые, а это очень сильно усложняет поиск. Т.ч. было принято решение заканчивать нашу поездку и двигаться к станции.
Обратно мы шли по главной карьерной дороге, проходя мимо КПП, на нас с большим удивлением посмотрел сторож, но сказать ему нам, видимо, было уже нечего. Приняли решение обратно от карьера идти не по старой железной дороге, а по нормальной автомобильной, проходящей рядом же. С этой дороги потом нужно было свернуть на тропку, перейти речушку и, пройдя мимо родника, попив там водички, свернуть на знакомую уже нам тропинку – именно такое руководство было нам дано одним из местных жителей, когда он увидел на дороге наше небольшое замешательство по поводу как лучше пройти дальше.

Привал у родника


Обратно в Москву предстояла ещё долгая дорога, на двух электричках с остановкой в Серпухове.

Давая некоторую общую характеристику карьеру, можно отметить, что нижний карбон в нем интересен в первую очередь растениями и Gigantoproductus-ами.

P.S.
Прошу прощение за качество фотографий, из-за отсутствия фотоаппаратов в поездке пришлось снимать всё на телефон.
Надеюсь, другие участники поездки дополнят ещё эту точку на сайте фотографиями своих находок.

Ключевые слова (тэги): Gigantoproductus, нижний карбон, stigmaria, стигмарии, Cordaites, Lepidodendron, Siderospongia, Хомяковский карьер

Добавить в избранное

Постоянный адрес публикации:
Permanent link:

HTML-ссылка на публикацию:
HTML-link to this page:


Публикация создана 23 июля 2012 года

Если вы хотите оставить комментарий,
вам нужно зарегистрироваться (или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы)

Комментарии:

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90639">http://ammonit.ru./text/604.htm#90639</a>

Добавить в избранное

0

Так в итоге хоть что-нибудь удалось домой увезти? я так понял все оч огромное и тяжелое

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 23 июля 2012 года в 17:07:56

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90641">http://ammonit.ru./text/604.htm#90641</a>

Добавить в избранное

0

Я возвращался на легке, а других участников в рюкзаках что-то было. Сейчас конечно немного сожалею, что этого головоногого не потащил.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 23 июля 2012 года в 17:31:45

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90698">http://ammonit.ru./text/604.htm#90698</a>

Добавить в избранное

0

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 23 июля 2012 года в 22:25:01

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90646">http://ammonit.ru./text/604.htm#90646</a>

Добавить в избранное

0.5

Молодцы! Очень здорово, что выложили такой интересный и подробный фототчет! Прямораковинные конечно шикарные! Очень жаль, что не мог с вами поехать. Там ведь не только фрагмокон, там и основание жилой камеры у одного точно есть! Если еще раз соберетесь, позовите меня с собой, таких наутилоидей надо постараться забрать с собой, хоть в несколько приемов.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 23 июля 2012 года в 18:44:52

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90647">http://ammonit.ru./text/604.htm#90647</a>

Добавить в избранное

0

За несколько раз целиком образец точно можно вывести, тем более он уже практически подготовлен к транспортировке.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 23 июля 2012 года в 18:56:53

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90697">http://ammonit.ru./text/604.htm#90697</a>

Добавить в избранное

0.5

Да, подустали немного, дорога всё-таки длинновата оказалась не не по прохладе, а потому не догадались спрятать эту находку. Даже удивительно, как в голову не пришло. Если есть желание её спасти, нужно ехать в ближайшее время, т.к. всё это лежит "на ходу" и в любой момент может быть подчищено.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 23 июля 2012 года в 22:23:18

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90652">http://ammonit.ru./text/604.htm#90652</a>

Добавить в избранное

0

Хорошая вылазка.По партизански так получилось,со всеми путями обхода будок!))

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 23 июля 2012 года в 19:15:17

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90685">http://ammonit.ru./text/604.htm#90685</a>

Добавить в избранное

0.5

Жаль головоногих, можно было бы запрятать, а то ведь пропадут.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 23 июля 2012 года в 21:21:16

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90696">http://ammonit.ru./text/604.htm#90696</a>

Добавить в избранное

0

Очень хороший рассказ получился! Так всё оно и было! :-)

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 23 июля 2012 года в 22:20:27

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90729">http://ammonit.ru./text/604.htm#90729</a>

Добавить в избранное

0

Отличная вылазка получилась!!!

Жаль находок не так много...

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 24 июля 2012 года в 01:05:18

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90741">http://ammonit.ru./text/604.htm#90741</a>

Добавить в избранное

0

Интересное путешествие!
Оказывается у вас хорошие растения в природных обнажениях. Если они неизвлекаемы, может можно сделать хороший фотоальбом?
И еще удивило и обрадовало, что под Москвой есть чистые родники для питья.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 24 июля 2012 года в 01:48:16

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90761">http://ammonit.ru./text/604.htm#90761</a>

Добавить в избранное

0.5

Это не природное обнажение, а карьер. Растения чаще всего встречаются в отложениях ризоидных известняков, которые напичканы стигмариями - корнями плауновидных типа Lepidodeodron. А отпечатки коры самих растений черезвычайно редки.

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 24 июля 2012 года в 10:42:40

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90768">http://ammonit.ru./text/604.htm#90768</a>

Добавить в избранное

0

Чистых родников у нас немало, хотя... Кто и когда делал их анализ?

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 24 июля 2012 года в 11:38:07

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90780">http://ammonit.ru./text/604.htm#90780</a>

Добавить в избранное

0

Но Вы же пили воду, значит Вы очень смелые люди.
Я сам в подмосковье никогда не был, но судя по печати и ТВ очень много мусора и опасных отходов в лесах и оврагах. У нас не меньше, но заводы давно стоят, а у Вас пока еще работают.

комментарий 3 уровня

Комментарий создан 24 июля 2012 года в 16:55:18

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90782">http://ammonit.ru./text/604.htm#90782</a>

Добавить в избранное

1

Я телевизор не смотрю уже много лет. Он у нас дома стоит, чтобы фильмы смотреть, но не те, что по TV крутят, а те, которые сами выбираем, благо сейчас это не проблема. Тёща вот только регулярно новости смотрит, но для этого у неё в комнате отдельный телевизор стоит.
Это я всё к тому, что, конечно, к реальности все их сюжеты мало отношения имеют. В тех краях, где мы были, из промышленности - только этот карьер с камнедробилкой. Но воду они никак загрязнить не могут. :-)

комментарий 4 уровня

Комментарий создан 24 июля 2012 года в 17:02:30

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90743">http://ammonit.ru./text/604.htm#90743</a>

Добавить в избранное

0

"Желающих и имеющих возможность поехать туда оказалось не очень много, в поездке приняли участие трое людей: Я (Kach), Ярослав (Cenobit) и Сергей (Smesh)."
А где была заблаговременная информация о Вашей поездке?

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 24 июля 2012 года в 02:15:33
отредактирован 24 июля 2012 года в 02:15:58

<a href="http://ammonit.ru./text/604.htm#90762">http://ammonit.ru./text/604.htm#90762</a>

Добавить в избранное

0

Поскольку это была в первую очередь разведовательная поездка, то информация распространялась только через личные сообщения. В следующий раз обязательно проинформируем и Вас )

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 24 июля 2012 года в 10:45:51



Страница сгенерировалась за 0.124680995941 секунд