Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru Палеонтология, Paleontology, Ammonit.ru
Логин
Пароль

Регистрация

Забыли пароль?

 | Палеонтология, палеонтологический портал "Аммонит.ру" |   English version of paleontological portal Ammonit.ru |  Места находок | Геохронологическая шкала | Типы окаменелостей |

 | Виртуальный палеонтологический музей | Публикации | Новости палеонтологии | Пользователи  | Палеонтологические тэги |  

Зачем никтозаврам гребень?

Зачем никтозаврам гребень?

Китайские палеонтологи из Института геологии Китайской академии геологических наук (Institute of Geology, Chinese Academy of Geological Sciences) совместно со специалистами Пекинского университета аэронавтики и астронавтики (Beijing University of Aeronautics and Astronautics) провели исследование аэродинамических характеристик гребня птерозавра никтозавра (Nyctosaurus), жившего в меловом периоде.

Судя по всему, птерозавры были первыми позвоночными, освоившими активный полет. Их крылья представляли собой мембрану, натянутую между телом и очень длинным пальцем передней конечности. Тело птерозавров могло быть покрыто чем-то вроде меха и многие палеонтологи подозревают, что летающие ящеры были теплокровными. Птерозавры делились на две группы - рамфоринхи и птеродактили. Рамфоринхи - более древние, они имели узкие крылья и длинный хвост, у птеродактилей, появившихся позже, крылья были шире, а хвост был очень коротким. Никтозавр относился к птеродактилям и обладал типичными для этой группы чертами - его крылья поддерживались пальцами с тремя фалангами, у него была широкая и короткая грудина, напоминающая по форме топор короткая плечевая кость.

Как и многие птеродактили, никтозавр имел на голове высокий костяной гребень - вырост черепа. Этот гребень у никтозавров был очень длинным - в несколько раз длиннее тела. О роли гребня палеонтологи спорили много лет. Среди выдвигавшихся версий - руль для управления полетом, противовес для черепа, средство для торможения при посадке, средство терморегуляции, признак половой зрелости и отличительный признак вида. Высказывались и предположения об аэродинамической роли гребня. Но все эти версии оставались на уровне предположений и гипотез.

Китайские исследователи решили подойти к проблеме иначе. Они решили измерить аэродинамические характеристики летящего никтозавра. Для создания модели исследователи взяли два черепа никтозавров, из которых затем выбрали один, лучше сохранившийся. При жизни обладатель этого черепа весил примерно полтора килограмма и имел размах крыльев около 170 сантиметров. Его гребень имел высоту 60 сантиметров. Исследователи выделили в гребне три части - главную часть, основную ветвь и заднюю ветвь. Большинство специалистов считали, что между этими отростками - ветвями гребня у никтозавров была мембрана. Их так и рисовали на всех реконструкциях - с мембраной на гребне. Поэтому, исследователи решили сравнить между собой три модели - с натянутой между отростками гребня мембраной, с гребнем без мембраны и вообще без гребня (чтобы проверить, не мешал ли гребень в полете - высказывались и такие предположения).

На следующем этапе исследования палеонтологов сменили специалисты по аэродинамике. Они провели сложные математические расчеты (с ними можно ознакомиться в статье), рассчитали аэродинамические силы и момент импульса, действующие на такой гребень и пришли к нескольким выводам. Оказалось, что гребень с натянутой мембраной создает очень большую тягу. Никтозавры могли регулировать угол наклона головы и, соответственно, гребня относительно воздушного потока - изменяя таким образом тягу. А размер и направление момента импульса могли изменяться в зависимости от угла наклона головы - при этом менялось взаимное расположение аэродинамического центра гребня и центра тяжести никтозавра.

Кроме того, расчеты показали, что все эти аэродинамические характеристики практически исчезают при моделировании ситуации с отсутствием мембраны между отростками гребня и полностью сходят на нет в случае отсутствия самого гребня.

Таким образом, исследование китайских специалистов доказывает, что гребень никтозавра выполнял не какие-то вспомогательные функции, а был необходимым для полета органом. Что, впрочем, не исключает его использования никтозаврами и для узнавания особей своего вида или демонстрации окраски гребня половым партнерам.

Статья об этом исследовании вышла в февральском номере журнала "ACTA GEOLOGICA SINICA" за 2009 год и доступна на сайте одного из исследователей - Ксинг Лида (Xing Lida) - http://www.xinglida.net/indexe.htm

На иллюстрации - реконструкция внешнего облика никтозавров (авторы Chuang Zhao and Lida Xing - http://www.xinglida.net/indexe.htm)

12 марта 2009 года

   <<< Следующая новость   

Другие новости

   Предыдущая новость >>>

Ключевые слова (тэги): птерозавры, Китай, Nyctosaurus

Добавить в избранное

Постоянный адрес новости:
Permanent link:

HTML-ссылка на новость:
HTML-link to this page:

Если вы хотите оставить комментарий,
вам нужно зарегистрироваться (или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы)

Комментарии:

<a href="http://ammonit.ru./new/595.htm#719">http://ammonit.ru./new/595.htm#719</a>

Добавить в избранное

0

..."Nyctosaurus - единственный птерозавр, потерявший пальцы верхней конечности, за исключением летательного пальца крыла, вследствие чего его перемещение по земле было нарушено, поэтому ведущие ученые предполагают, что он почти все время находился в полете и редко приземлялся". - Википедия ...

Да, пожалуй, приземлялся он действительно очень редко, только в случае крайней необходимости - например, для откладки яиц. И, вероятно, выбирал для этого идеальный аэродром, например, песчаный пляж, на котором не было посторонних. Но проводить все время жизни в воздухе - это кажется слишком фантастично, совершенно противоречит здравому смыслу. Есть гораздо более простое объяснение образа жизни никтозавра.

Есть так же предположения, что он вел водный образ жизни (в пользу этого говорит, в том числе, более длинная нижняя челюсть). В таком случае он не приземлялся, а приводнялся. И настолько специализировался к водному образу жизни, что отказался от крыловых пальцев, совершенно не нужных в водной среде. Зато отрастил мачту на затылке, что в таких условиях было совсем не лишним. Он действительно использовал это украшение как парус, только не пассивно, как традиционные человеческие суда, а активно, как виндсерферы - приводнившись, он крутил-размахивал головой из-стороны-в-сторону, в результате его опахало (мембрана, натянутая между отростками рога) создавало достаточно сильный воздушный поток, чтобы плыть в нужном направлении, даже против ветра. Кстати, в случае попутного ветра он мог использовать его и классическим способом. Возможно, он даже мог "брать рифы" - уменьшать площадь паруса. Но если даже и не мог, в случае сильного неблагоприятного ветра (например, во время шторма) он мог просто ложить голову боком на воду, резко уменьшая парусность.

Не может быть, чтобы за столь долгий срок существования птерозавры никогда не приводнялись. Это случалось сплошь и рядом. При этом некоторые из них тонули, но не все. Тем, кто остался на плаву, нужен был какой-то способ передвижения по воде. Грести лапами для них было затруднительно, поскольку мешала летательная мембрана. А голова была свободна, и они нашли способ ее использовать. И не только никтозавры - представители таких семейств, как Tapejaridae, Pteranodontidae - талассодромеус, тапеджара, тупуксара и всем известный птеранодон - возможно, тоже использовали свои гребни для аналогичной цели. Только они не так сильно специализировались, возможно, они вели более разнообразный образ жизни вблизи берегов, а никтозавр предпочитал открытое море. Поэтому они сохранили пальцы на крыльях, и гребни у них были не столь впечатляющими.

Таким образом, птерозавры изобрели более прогрессивный способ передвижения по воде, чем современные птицы. Последних можно считать аналогами гребных судов, а первых - парусных. Преимущества и недостатки тех и других очевидны.

Конечно, моя теория нуждается в проверке. Для этого, как миниум, нужен непосредственный доступ к фактическим материалам. Пусть этим займутся специалисты - им, в отличие от меня :-( за это деньги платят.

комментарий 1 уровня

Комментарий создан 4 января 2010 года в 20:06:04

<a href="http://ammonit.ru./new/595.htm#721">http://ammonit.ru./new/595.htm#721</a>

Добавить в избранное

0

Специалисты этим как раз занимаются - вот здесь новость перекликающаяся с Вашей заметкой: http://www.ammonit.ru/new/757.htm

комментарий 2 уровня

Комментарий создан 4 января 2010 года в 20:32:35



Страница сгенерировалась за 0.0858089923859 секунд